Копья Марса во славу Арабатки

Интересна и поучительна история, происходящая сейчас с вариантом туристического бренда Арабатской Стрелки, который уже получил в местной Фейсбук-тусовке прозвище «копье Марса».

Знак разработан БА Грейдс в рамках конкурса, инициатором которого стала предприниматель и активный общественник Арабатской Стрелки Оксана Чорнобривцева. Среди поступивших на конкурс работ со стандартным набором стереотипных образов (чайки, ракушки, дельфины) данное решение оказалось победителем, вероятно потому, что имеет отличную запоминаемость и вызывает интерес аудитории.

По задумке авторов, идея данного конкурсного варианта такова:

После проведенной в Геническе 30 декабря презентации данного варианта, как и любая другая неординарная идея, помимо сторонников, она встретила и своих горячих противников. В качестве аргументов против выдвигалось предположение о том, что элемент знака со стрелкой, символизирующий мужское начало, несет сексуальный подтекст и может быть интерпретирован как некий сексуальный призыв. Ведь именно в таком контексте знаки Марса и Венеры используются некоторыми производителями продукции для контрацепции и клиниками репродуктивной медицины.

Но если ознакомиться с историей символа мужского начала «копье Марса», стоит отметить, что для обозначения гендера он был заимствован вместе со «щитом Венеры» из астрономических обозначений планет. Впервые их стал использовать Карл Линней в 1751 году для обозначения пола растений. Вопрос о том, призывает ли символ мужского начала к совокуплению, является ли ввиду этого пошлым и непристойным остается дискуссионным.

Сторонники данного варианта туристического бренда отмечают, что символизм данного знака (копья Марса) гораздо глубже и «мужское начало» не стоит трактовать исключительно в сексуальном аспекте. В мифологиях различных народов разделение мужской/женский отражало как минимум полярные космические силы, а не только половые органы.

Несколько позднюю реакцию на инициативу общественников по созданию бренда, продемонстрировал 19 января Счастливцевский сельский совет. В этот день состоялось заседание его исполнительного комитета, на котором рассматривался вопрос о необходимости создания туристического бренда. Объяснялось это запоздалое понимание «… возмущением населения территориальной громады Счастливцевского сельского совета, относительно презентованного организацией «Агрус» туристического бренда Арабатской стрелки, разработанного без учета мнения громады.»

В итоге сельсовет пришел к выводу о необходимости организации нового конкурса на туристический бренд Арабатки. И с 20 января 2017 года начал прием заявок от желающих стать членом рабочей группы, которая должна будет заняться пока только лишь подготовкой Положения нового конкурса. Положение обычно регламентирует требования к участникам и подаваемым работам, критерии и способ оценки поступающих вариантов, и призы и награды авторам лучших работ.

Между тем, местное фейсбук-сообщество генерирует возможные альтернативные идеи:

Так, Алексей Тильняк отметил, что «женское» начало в бренде может быть представлено такой реализацией «стрелки», как стрелка на колготках.

«… у меня перед глазами возможный полный бренд-бук кудесников из счастливцево…
итак:
— кудесницы заштопывают стрелку словом «арабатская», в реальном времени с трансляцией в интернете…
— кудесники на айфоне переделывают фрагмент из фильма «красотка», там где робертс говорит о стрелке на колготках, но добавляют голосом председателя сельсовета — «это вам не стрелка на колготах, это арбатская стрелка!» — отмечает Алексей.

Ранее Alexander Stepnov предлагал «поиграть стилизацией «стрелки» как части географической карты»:

 

Когда же у Арабатки может появится новый вариант туристического бренда Счастливцевским сельсоветом не сообщается. В истории отечественного брендинга территорий конкурсов с успешным завершением на порядок меньше, чем неудачных, в результате которых территория так и не получала свой логотип.

Кроме того, нередки случаи из мировой практики, когда местные жители выступают ярыми противниками инициатив по развитию туризма. Автор варианта с «копьем Марса», Алексей Мирошников так прокомментировал данный аспект:
«Насчёт узнать мнение жителей курортной территории. Я недавно узнал мнение коренных египтян, их называют «потомки фараонов». Говорят, что куча храмов там под песком обнаружена. Так они активно препятствуют проходящим раскопкам. Правительство с ними пыталось бороться, но пока ему не до них, ввиду внешнеполитических проблем. На экскурсии в храм Хатхор туристов сопровождают полицейские с автоматами. Так вот мне интересно, согласовывали ли с ними (а может ещё с бедуинами, они тоже громада) бренд Египта, который мы в изобилии видим на выставках и в буклетах. Может какой-нибудь хургадинский сельсовет также раздирают похожие противоречия.»

Между тем, туристический сезон приближается и данное решение приобретает и новых сторонников.

Инициатор появления у Арабатской Стрелки собственного бренда, Оксана Чорнобривцева, отметила, что при заказе сувенирной продукции с данным брендом встретила позитивное восприятие знака довольно искушенной и «видавшей виды» аудиторей — сотрудниками двух типографий, попросивших разрешения сделать для себя футболок с «копьем Марса»:

А после международной выставки BaltTour (Латвия), мы узнаем и мнение о бренде непосредственно целевой аудитории разработки.

Как отметила в комментарии создатель популярного проекта sea-family.in.ua Наталья Стеценко, … бренд не оставляет никого равнодушным и это главное:

Вывод из этого увлекательного процесса местного территориального брендинга можно сделать следующий:

Любая инициатива наказуема. Если активисты предлагают свое решение вопроса, то у данного решения обязательно будут и противники. В данном случае важно понимать, что каждый человек имеет полное право на собственное мнение. Однако правильно ли считать, что твое мнение совпадет с мнением всей целевой аудитории, в данном случае туристов? Скорее всего — нет. То, насколько успешен туристический логотип покажет его использование на практике.

Пожелаем удачи и активистам в их усилиях по популяризации курорта, а также и счастливцевскому сельсовету в поиске новых интересных вариантов. И пусть между сторонниками и противниками «копья Марса» наконец воцарится взаимопонимание и уважение к усилиям друг-друга по развитию собственного края!

А пока лучший вариант бренда Арабатки еще не появился, мы все можем понаблюдать насколько эффективно работает и развивается уже готовое решение, вызвавшее столь яркие эмоции местного сообщества.