Брендинг Херсонской области и его дальнейшее развитие

27 июля в ХОГА состоялась встреча представителей власти, общественности и бизнеса на тему эффективного продвижения Херсонской области.

Автор бренда «Скифское Солнце» Алексей Мирошников предложил создание коллективного органа «Бренд Совет» (Бренд Рада) из представителей власти, бизнеса, науки, образования и общественности, который и будет определять дальнейшие шаги в продвижении территориального бренда.

На сегодняшний день внедрение системного брендинга Херсонщины позволит:

  1. Повысить эффективность всей рекламной коммуникации и усилить отдачу от каждой гривны вложенной в промоушн региона.
  2. Обеспечить рост доходов (и соответственно налоговых поступлений) для херсонских производителей за счет развития потребительского аспекта брендинга территории.

Кроме того, брендинг способен дать территории следующее:

Помимо истории разработки и внедрения бренда Скифское Солнце (с которой подробно можно ознакомиться здесь: https://www.brand.ks.ua/blog/?p=1588), Алексей Мирошников представил проект использования бренда в АПК местными товаропроизводителями.

В бренде территории можно выделить (как минимум) 5 важных коммуникационных аспектов:

Бренд Херсона и области уже опробован в туристическом, инвестиционном и социальном аспектах (миграционный — достаточно сложная тема, заслуживающая отдельного рассмотрения):

Что же касается потребительского аспекта, у территориального бренда «Скифское Солнце» есть следующие потенциальные возможности:

1. Внедрение сертификационных марок по типу: «Made in Kherson region», «Вироблено на Херсонщині» або «Вирощено на Херсонщині».

2. Защита местных Географических указаний и внедрение коллективных брендов в агросекторе (по типу финского бренда Valio). Подробнее данный аспект освещен здесь: https://www.brand.ks.ua/blog/?p=1760

3. Создание собственной территориальной марки (или destination label) на основе территориального бренда, когда качественная продукция разных производителей выпускается под территориальным брендом «Скифское Солнце»:

Польза от внедрения destination label заключается в том, что любой (качественный!) продукт местных производителей выпущенный под данной СТМ, рекламирует не только производителя, но и становится рекламным носителем территории, рекламируя Херсон и область.

Одним из реализованных примеров такого продвижения уже стал фирменный торт «Херсон» (подробнее: https://www.brand.ks.ua/blog/?p=2045)


Также в живой горячей дискуссии участники обсуждали вопросы:

  • целесообразности внедрения нового бренда, варианты которого были предложены директором Департамента АПК Александром Паливодой;
  • необходимости осуществления бренд-менеджмента и сопровождения бренда;
  • важности создания качественного современного контента о Херсоне и области;
  • необходимости развития событийного туризма;
  • необходимости создания ТИЦ на ж/д и автовокзалах города, чтобы туристы, направляющиеся на курорты области имели возможность ознакомиться с туристическими возможностями города и задержаться в нем;
  • возможности внедрения новых ярких «фишек», являющихся магнитами для туристов, как постройка масштабного детского парка развлечений, посадка роз и пр.

Отдельной темой высказывалась необходимость урегулирования вопроса прав интеллектуальной собственности на территориальный бренд «Скифское Солнце».

Комментарий специалиста по интеллектуальной собственности Патентного бюро «Грейдс Патент»:

Давайте попробуем разобраться, что необходимо сделать, чтобы территориальный бренд можно было считать «общим достоянием».

Все виды объектов ИС, можно условно разделить на 2 большие группы: это объекты авторского права и объекты промышленной собственности.

Вторая группа затрагивает коммерческое использование бренда. Территориального бренда из этой группы могут касаться промышленные образцы и знаки для товаров и услуг (торговые марки), которые используются бизнесменами и их объединениями в отношении конкретных товаров или услуг, перечень которых четко определён при регистрации. Запрещать или разрешать использование таких ОИС можно только в отношении конкретных товаров или предоставляемых услуг согласно МКТУ (международный классификатор товаров и услуг). Зарегистрировать ТМ на орган власти хоть и можно теоретически, но это лишено практического смысла.

Поэтому камень преткновения кроется именно в первой группе — в сфере авторского права. Изначально, у графического решения есть автор, который его создал. И именно автор в большинстве случаев имеет исключительное право разрешать или запрещать использовать своё произведение где бы то ни было (без ограничений по сроку и территории, как в случае объектов промышленной собственности). Согласно Закону Украины «Об авторском и смежных правах», авторское право не отчуждается и сохраняется за автором на протяжении всей его жизни и 70 лет после его смерти.

Однако избавить автора от бремени исключительного владения брендом возможно! Для этого необходимо принять «Положение об использовании бренда», что автоматически выведет его из сферы действия ЗУ «Об авторском праве и смежных правах». Данный закон гласит, что символика территориальных громад не является объектом авторского права после её официального утверждения:

Такие проекты положений об использовании бренда «Скифское Солнце» были переданы властям Херсона и области в начале 2017 года, после разработки брендбука и публикации файлов бренда в открытом доступе. Город принял данное Положение (за подписью и.о. городского головы Херсона), а областным советом данный вопрос пока не рассматривался.

Аспект коммерческого использования в этих положениях делегирован так и не созданному пока АРР. Если данная структура не будет создана в ближайшее время, то логично было бы распределить коммерческие права (права на торговую марку «Скифское Солнце» в отношении конкретных товаров) в равной степени между всеми товаропроизводителями, которые будут ее использовать. Сделать это может аналогичный АРР коллегиальный орган.

Автор бренда целиком разделяет данную точку зрения и считает, что распоряжаться коммерческими правами на возможность использования бренда для производства определенных товаров должен не автор, не частная компания и не отдельный Департамент, а коллегиальный орган, в равной степени представляющий интересы всей громады Херсона и области. В связи с этим автором и было предложено создание в Херсонской области Бренд Рады.

Что же касается остальных аспектов использования бренда, то все они отражены в Положении об использовании бренда:

Текст документа: https://www.brand.ks.ua/blog/sun/polozhennya

Участники дискуссии были единодушны в том, что для дальнейшего эффективного продвижения Херсонщины необходима разработка брендинговой (маркетинговой, коммуникационной) стратегии региона и создание современного качественного контента.