О продвижении херсонской продукции на внешние рынки

29 июня 2017 г. в Новой Каховке состоялся круглый стол на тему “Развитие малых производителей пищевых продуктов. Регистрация географических указаний в Украине”. В нем принимали участие гости из Польши, Венгрии — представители «Международного Вышеградского фонда» (так называемых «стран V4»  — Чешская Республика, Венгерская Республика, Республика Польша, Словацкая Республика), местные аграрии, юристы и специалисты по интеллектуальной собственности, среди которых и представители патентного бюро “Грейдс Патент”.

Ниже приводим выдержки из доклада специалиста по интеллектуальной собственности Виктории Кравцовой на тему географических указаний.

Географическое указание - это обозначение, используемое на товарах, которые обладают свойствами или репутацией, присущими этому месту происхождения.

Географическое указание (ГУ) — это обозначение, используемое на товарах, которые обладают свойствами или репутацией, присущими этому месту происхождения.

Истоки формирования ГУ достигают времен античности. Использование таких обозначений говорило о «благородном» качестве товара, способствовало росту его популярности. В средние века ГУ упоминаются в различных договорах об экспортной коммерции. Первым международным актом по регулированию прав производителей в этой сфере стала Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 года, которая по некоторым пунктам действует до настоящего времени. И только в 90-е годы прошлого века начала формироваться детальная система правовой охраны ГУ, и она все еще совершенствуется.

Охрана географических указаний в Европейском Союзе обеспечивается на уровне регламентов и директив:

Сегодня в ЕС используются несколько правовых статусов для продукции, которая выпускается в определенных местах и по определенной технологии.

PDO (Protected Designation of Origin) — защищенное наименование места происхождения. Самая сильная степень защиты. Регистрация в этой группе подразумевает, что товар производится только в строго определенном регионе и нигде более. Например, знаменитый Cыр Рокфор выдерживается в пещерах возле одного из городков провинции Аверон.

PGI (Protected Geographical Indication) — защищенное географическое наименование. Это обозначение, используемое на товарах, которые имеют определенное географическое происхождение и обладают свойствами, репутацией или характерными особенностями, обусловленными преимущественно этим местом происхождения. На практике это означает, что хотя бы один этап производства или приготовления проходит в определенном географическом регионе по традиционным рецептам. Примером таких указаний может являться шотландское виски.

TSG (Traditional Speciality Guaranteed) — гарантированная традиционная специализация. Для регистрации подобной продукции необходимо доказать, что ее выработка осуществляется по определенной рецептуре или с использованием традиционных методов, что должно быть отражено в спецификации. При этом она должна чем-то отличаться от аналогичной традиционной продукции. Примерами могут служить «сыр моцарелла» или «богемское стекло». Фактически, такого рода продукция может изготавливаться в любом месте при условии полного соблюдения определенных технологий.

В качестве примера приведем пятерку европейских лидеров по количеству зарегистрированных географических указаний:

Италия является лидером и имеет 291 продукт, среди которых: сыры (PDO): Азиаго (Венеция), Битто (Ломбардия), Бра (Пьемонт), Качокавалло, оливковое масло (PDO): Bruzio (Калабрия), Кьянти и Лукка (Тоскана), мясные деликатесы (PGI): Лардо (Тоскана), Мортаделла (Болонья), бальзамический уксус (Модена, PGI), кровавые апельсины (Сицилия, PDO), лигурийский базилик (PDO), красный лук (Калабрия), неаполитанская пицца, сыр моцарелла (TSG).

Интересен и показателен пример чая Дарджилинг.

Дарджилинг — это местность, расположенная в северо-восточной Индии. В 19 веке английские колонизаторы пошли на эксперимент с выращиванием чая в этой местности, который оказался необыкновенно удачным. При правильном его заваривании получается светлый напиток с утончённым мускатным, слегка терпким вкусом и цветочным ароматом. Такие свойства обеспечиваются особыми условиями произрастания чая: холодным и влажным климатом, высокогорным расположением плантаций и особенностями почвы, которые не встретишь более нигде в мире, в том числе и на родине чая в Китае. Сегодня Чай Даржилинг иногда называют «чайным шампанским». Он традиционно ценится выше прочих чёрных чаёв. Всего на территории округа расположено 144 чайных хозяйства, однако официальную сертификацию от Чайного управления Индии имеют только 87 из них. Лишь сертифицированные чайные хозяйства имеют право продавать свою продукцию под маркой «дарджилинг».

Украинских ГУ на данный момент зарегистрировано 12, среди которых главным образом минеральные воды и алкогольные напитки.

Читайте также: Географические бренды Херсонщины

Примеры украинских потенциальных ГУ:

В украинском законодательстве существуют такие определения, как:

  • наименование места происхождения товара
  • географическое указание происхождения товара

При этом ЗУ выделяет простое и квалифицированное указание происхождения товара. Простое указание происхождения товара, например «Сделано в Украине», не подлежит государственной регистрации и получает защиту по самому факту использования. А вот квалифицированное указание происхождения товара как раз и включает в себя понятие конкретного места происхождения товара и включает особые свойства, приобретаемые в связи с производством товара в указанной местности определенным способом.

Там, где есть четкий ареал производства и ссылка на определенные качества, которые характеризуются определенными физическими параметрами продукции, можно регистрировать географическое указание.

Географическое указание как объект ИС до сегодняшних дней оставался своего рода terra incognita для украинских предпринимателей. Сегодня ситуация в данном информационном и правовом поле меняется в сторону улучшения, во многом благодаря соглашению между Украиной с Европейским союзом. После Грузии и Молдовы Украина стала третьим государством на постсоветском пространстве, подписавшем подобный документ. Соглашение предполагает, что украинские производители должны не только искать альтернативные названия для продуктов, являющихся европейскими географическими указаниями (такие как шампанское, коньяк, мадера, фета и пр.), но и пройти ряд процедур для признания и защиты своих географических указаний в странах ЕС.

Главным вектором интересов херсонских аграриев является, конечно же, херсонский арбуз, вкусовые качества и репутация которого хорошо известны в Украине и за ее пределами. Вместе с тем, чтобы проследить четкую связь “свойства товара-место его происхождения”,  необходимо провести серьезные исследования и ответить на ряд важнейших вопросов о том, чем же все-таки отличается херсонский арбуз, например, от николаевского, есть ли у него особые отличительные качества,и как это связано с местностью где он произрастает. И это касается каждого продукта, претендующего на статус географического указания. К тому же ситуацию усложняет необходимость гармонизации украинской законодательной базы с нормами европейского права. На данный момент новый законопроект находится на стадии утверждения (и вызывает множество вопросов), и когда он вступит в силу пока не известно.

Специалисты фонда (представители Польши) поделились опытом регистрации географический указаний Молдовы, где недавно как PGI (европейская маркировка protected geographical indication) были зарегистрированы новые наименования. Среди них — варенье из лепестков роз Кэлэрашь. Также, национальными охраняемыми географическими указаниями стали наименования для спиртных напитков Дивин, Кодру и Штефан-Водэ.

В этой связи стоит вспомнить наш аутентичный продукт — варенье из арбуза, которое местные называют “бекмес”, обладающее оригинальными вкусовыми качествами и потенциалом для регистрации в качестве ГУ. Справедливости ради стоит заметить, что слово это тюркского происхождения и означает в общем сгущённый сок (сироп) любых фруктов, ягод и овощей. Для обозначения его привязки к местности стоит назвать продукт, например, “таврийский бекмес”.

В общем, для введения украинских географических названий в правовое поле и их признания предстоит сделать немало. Развитие в Украине географической маркировки продукции и защиты их наименований на территории ЕС в перспективе видится на основе реализации ряда шагов:

  1. Гармонизировать отечественную законодательную базу в сфере географических обозначений с законодательством ЕС.
  2. Создать общественные объединения (ассоциации), которые будут идентифицировать себя в качестве претендента для подачи заявки на регистрацию ГЗ.
  3. Выявить и проанализировать местные названия традиционной региональной продукции.
  4. Провести демаркацию ареала распространения производства региональной продукции и зафиксировать его на картографических материалах.
  5. Разработать спецификацию продукции, описать технологии и этапы производства, систематизировать основные характеристики, раскрыть связь между ее потребительскими свойствами и местными природными и этническими факторами. Разработать процедуры подтверждения соответствия продукции характеристикам, которые установлены и закреплены для нее в спецификации, и / или привлекать для этого учреждения государственного рыночного надзора, внедрять системы управления безопасностью, качеством, экологического управления.
  6. Подать заявку на регистрацию географического указания происхождения продукции в Государственную службу интеллектуальной собственности Украины.
  7. После национальной процедуры оформить необходимые сопроводительные документы (приложения) и подать заявку на регистрацию продукта в Европейскую комиссию.
  8. После легализации географической маркировки продукции заняться ее активным продвижением путем проведения рекламных кампаний, участия в выставках ЕС

Но, как говорится, эта игра стоит свеч. Географическая идентификация высоко ценится на западных рынках. К тому же, европейский потребитель, пресытившийся местными продуктами, может весьма заинтересоваться новыми названиями в своих супермаркетах. Как известно, товар, завоевав доверие и репутацию, продается хорошо и “продает сам себя”. Поэтому юридический аспект — это лишь одна сторона медали. После легализации географической маркировки продукции необходимо заняться ее активным продвижением и грамотной маркетинговой кампанией.

В БА “Грейдс” исследованием рынка географических указаний занимаются уже не первый год. Формирования той самой, заветной добавочной стоимости продукции можно достичь разными способами. Параллельно с легализацией ГУ, этим способом может быть:

  • создание коллективных брендов
  • внедрение сертификационных марок

Немало усилий в поисках путей продвижения продукции АПК прилагает Херсонская областная администрация. Присутствующая на круглом столе Маргарита Степанова (Департамент агропромислового розвитку ХОДА) рассказала о выделении бюджетных средств на создание бренда в сфере АПК. Департаментом были предложены варианты сертификационных марок:

http://khoda.gov.ua/informaciya-pro-rozrobku-maketu-regionalnogo-brendu-oblasti. Однако по мнению специалистов, более эффективным решением задачи станет использование того потенциала, который дает территориальный бренд.

Оба альтернативных направления могут быть реализованы на основе территориального бренда Херсона и области «Скифское Солнце», который активно используется органами власти Херсонщины с 2011 года и уже приобрел определенную известность за пределами нашей области.

Программа поддержки производителей Херсонщины, основанная на территориальном бренде может выглядеть так:

1. Сертификационная марка “Сделано на Херсонщине”

Специальная маркировка “Сделано на Херсонщине” предназначена для размещения на продукции, соответствующей определенным критериям.
Размещение марки не меняет дизайна продукта и может как впечатываться производителем пир производстве упаковки, так и служить отдельной наклейкой, возможно с эффектом голограммы.
Брендинговое агентство «Грейдс» предлагает такое решение:

Внедрение данной программы требует проработки и определения критериев отбора продукции, контроля ее качества, программы поддержки местных товаров в торгово-розничных сетях (разработка POS-материалов), проведения рекламных кампаний.

2. Коллективный бренд Скифское Солнце

Коллективный бренд как правило управляется ассоциацией производителей и его использование регулируется уставом (примеры — вино Lambrusco, чай Darjeeling). Для херсонских товаров таким способом может быть внедрение коллективного бренда “Скифское Солнце”, который объединит экспортно-ориентированную продукцию лучших производителей Херсонщины.

В отличие от сертификационной марки, в данном случае вся линейка продукции имеет схожий дизайн и носит одно имя. Одним из огромных плюсов такого объединения заключается в том, что производители, органы власти и другие заинтересованные лица, могут сообща сформировать рекламный бюджет, значительно превышающий возможности отдельного производителя. Это позволит продвигать единый бренд по всем каналам коммуникации, включая национальное ТВ, использовать каналы product placement (размещение рекламы в кинофильмах) и многое другое.

Польза коллективного бренда, основанного на бренде территории в том, что его продвижение не только увеличивает сбыт продукции отдельного производителя, но и популяризирует наш регион, способствуя его экономическому и социальному развитию!

Для внедрения данных программ БА «Грейдс», помимо осуществления дизайнерских разработок, уже выполнило ряд шагов по необходимой правовой защите бренда «Скифское Солнце» и мы предлагаем всем заинтересованным лицам объединить усилия для дальнейшей работы.

Контакты: patent@grades.ua