Итоги конкурса «Бренд Херсона»

Представляем Вашему вниманию итоги рассмотрения работ, присланных на конкурс Бренд Херсона.

Состав жюри:

Иван Липтуга, директор Департамента туризма и курортов МЭРТ
Иван Липтуга

директор Департамента туризма и курортов
Министерства экономического развития Украины, основатель Odessa Tourism Association
Виталий Крыжановский, доцент кафедры дизайна ХНТУ, член Союза дизайнеров Украины, член Союза рекламистов Украины

Виталий Крыжановский
доцент кафедры дизайна ХНТУ,
член Союза дизайнеров Украины,
член Союза рекламистов Украины

Максим Афанасьев, арт-директор ЦМИ "Тотем", дизайнер, фотограф, режиссёр.

Максим Афанасьев
арт-директор ЦМИ «Тотем»,
дизайнер, фотограф, режиссёр.

Сергей Дяченко, краевед, действительный член УНК ИКОМОС, глава медиа-центра "IPC Херсон"

Сергей Дяченко
краевед, действительный член УНК ИКОМОС,
глава медиа-центра «IPC Херсон»

Николай Гоманюк, председатель Херсонского отделения Социологической ассоциации Украины, кандидат социологических наук

Николай Гоманюк
председатель Херсонского отделения
Социологической ассоциации Украины,
кандидат социологических наук

Павел Слипич, директор Дизай-лицея

Павел Слипич
директор Дизайн-лицея

Николай Кошелюк, зав. региональным информационным центром Херсонской ОУНБ им. О.Гончара

Николай Кошелюк
зав. региональным информационным центром Херсонской ОУНБ им. О.Гончара

Голосование проходило онлайн, путем выставления каждому варианту баллов по 5-бальной системе. Подробнее с описаниями вариантов можно ознакомиться здесь. Итоговый средний балл, с комментариями членов Жюри:

Вариант 1. «4 стихии». Средний балл: 1,4

brand_kherson_consept

…иллюстративность первого варианта и его стремление охватить всё, по моему мнению, исходно обречены на неудачу в таком лаконичном формате как бренд. (Николай Гоманюк)

…вариант является народным суммарным стереотипом. Он максимально гармоничен духу города, его потенциалу и коммуникативным особенностям. Однако отсутствие ещё одного важнейшего стереотипа (арбуза) на даёт мне возможность рекомендовать его в качестве победителя. (Максим Афанасьев)

Подобный фирстиль в 21 веке неприемлем. Ни графическое исполнение, ни каллиграфия не вписываются ни в один из актуальных трендов последних двух декад. (Иван Липтуга)


Вариант 2. «Флаг». Средний балл: 1,7

kherson-78

…мне показался продуктивным центральный фрагмент – три полосы, которые кроме связи с флагом, может обращаться к целому ряду исторических и природных образов, связанных с Херсоном (извините за мою симпатию к барку Товарищ-Горх Фок, но и к его трём мачтам тоже). Но вот стандартные (и явно нехерсонские) шрифты, перегруженность «статистикой» (год основания), делают его слишком громоздким. И слоган мне кажется несколько «товарным» и поэтому банальным… (Николай Гоманюк)

…выделять букву «Р» в слове Херсон — пошлое издевательство. Флаг города, ставить брендом — неправильно. Лого — тоже не ахти… (Сергей Дяченко)

Смущает акцент на слове хеР. (Иван Липтуга)


Вариант 3. «Якорь». Средний балл: 2,1

kherson-jakor

…вариант действительно не представляет опасности для окружающих в случае его изготовления («травмобезопасность конструкции»), но кроме недостатков второго варианта (слоган), он мне показался не вполне соизмеримым городу… Все-таки Херсон – губернский и областной центр, а предложенный вариант идеально подходит для районного центра. (Николай Гоманюк)

…якорь в принципе возможен. Но так его округлять не нужно было. Знак максимально отошел от «якоря» и похож на крест-качалку. (Сергей Дяченко)

Якорь уже есть в соседней Одессе. Не самое лучшее графическое исполнение. Простота форм не передает аутентичность и дух Херсона. Похож на детскую погремушку морской тематики. (Иван Липтуга)


Вариант 4. «Скифское Солнце». Средний балл: 4

Скифское Солнце. Херсон

Вариант одержал уверенную победу в конкурсе по баллам, однако членами жюри были высказаны следующие мнения и замечания:

Отличный, простой, запоминаемый, легко масштабируемый и трансформируемый в различные элементы и мозаику стиль. Скифское солнце наиболее удачный вариант. (Иван Липтуга)

Скифия рулит однозначно — если учесть, что вариант 4 тоже, по сути, оттуда… Ведь греки считали якорь изобретением известного скифского мудреца. )) Но по глубине проработке темы и качеству исполнения у «Скифского солнца» здесь просто нет достойных конкурентов. (Николай Кошелюк)

4-й вариант «Скифское Солнце» получил максимальное число балов, поскольку он наиболее точен концептуально и достаточно лаконичен как знак. Его легко запомнить и легко повторить. (Максим Афанасьев)

Последний вариант меня подкупает выверенностью формы, авторским шрифтом, визуально уже связанным с областным брендом (сама подпись – уже бренд). Меня нравится, что существующий бренд области и проект бренда города мыслятся как один комплекс. Но, в тоже время, «копипаст» «Скифского солнца» еще один раз – это уже перебор. И, с другой стороны, «солнце» начисто лишено урбано-компонента. А Херсон всё-таки город.  (Николай Гоманюк)

Вариант «Скифское солнце» целесообразно развивать в формате регионального бренда. Областной центр нуждается в собственном уникальном «идентификаторе». (Виталий Крыжановский)

Известный бренд Херсонской области. Мне кажется, скифский символ для Херсона очень чужой. И город заслуживает отдельной работы. (Сергей Дяченко)

…идентификация Херсона только за счёт названия вряд ли будет иметь результат. Считаю, что можно принять за основу знак и систему «конструирования» и усилить узнаваемость Херсона за счёт «собственной» стилистики. (Павел Слипич)


Данные замечания стали поводом для последующей совместной онлайн-дискуссии, в которую помимо членов жюри были приглашены талантливые херсонские дизайнеры и профи сферы туризма. Обсуждались преимущества и практические аспекты использования единого бренда города и области, которые становятся очевидными на любой туристической выставке.

Павел БилецкийНа сегодня тема объединения города и области очень выигрывает как на туристических выставках, так и на деле при формировании туристического продукта «Херсон и более 100 интересных мест в округе». С этой точки зрения я за Скифское Солнце. На сегодня — это единственный сформировавшийся знак, который готовы признать и есть ЦА извне.

Касательно красоты и «лучшего решения». Мне нравится знак, но не нравится решение «фирменного стиля». Сухо и слишком официально безлико. Хочется изюминки и «бесшабашности» в перемешку со свободой… (Павел Билецкий)

Также в формате мозгового штурма участники обсудили возможные альтернативные идентификаторы Херсона, в частности раскрытие в виде графических образов семантического смысла первого слога названия города. За дальнейшее рассмотрение возможностей реализации данного образа выступила большая часть херсонских представителей жюри. Однако способ преодоления имеющихся сдерживающих факторов в реализации данной неординарной концепции так и не был найден. Другие альтернативные идентификаторы, которые лучше подчеркнут и раскроют образ города также выявлены не были.


Резюме итоговой дискуссии по конкурсу Бренд Херсона следующее: 

  • рекомендовать Скифское Солнце как основу для визуальной идентификации как города, так и области, т.к. единый бренд лучше воспринимается извне и целесообразен в аспекте развития туризма;
  • предусмотреть возможность появления новых образов и смыслов;
  • разработать систему мотивации и привлечения талантливой молодежи к развитию системы визуальной идентификации «Скифское Солнце».