Разговор о бренде Херсона, рекламе и местном патриотизме…

интервью «Херсонской правде»

Алексей Мирошников, председатель Херсонского областного отделения Союза рекламистов Украины, член Правления Херсонского областного отделения Союза дизайнеров Украины., директор брендингового агентства GRADES , совладелец Патентного бюро GRADES PATENT , соучредитель проекта MORE.KS.UA
37 лет, женат, воспитывает четверых сыновей. 

Недавно в интернете прочитал интересный материал о том, что рекламисты Херсона взялись за создание бренда Херсонщины. И, что именно Херсонское областное отделение Союза рекламистов выработало собственную стратегию его разработки. Можете поделится своими мыслями по этому поводу с читателями ХП. Я думаю, что многие читая такую информацию задают себе вопрос: А зачем он (бренд) нужен? А действительно, зачем?

Под созданием бренда Херсонщины мы подразумеваем идею донесения до широкой общественности представления об уникальности нашей территории. Эта уникальность должна быть выражена атрибутами бренда — логотипом, системой визуальной идентификации, слоганом и донесена посредством современных коммуникаций. У данной идеи есть два аспекта — внешний и внутренний. Внешний — направлен на повышение привлекательности области для туристов, инвесторов. Внутренний — с моей точки зрения не менее важный — это поднятие самооценки херсонцев и жителей области. Почему это не менее важно? Известный факт — если женщина с обыкновенными внешними данными считает себя “самой обаятельной и привлекательной” — она таковой и становится в глазах окружающих. Научиться любить свою область, свой город — это первый и необходимый шаг на тернистом пути к процветанию. Территория на которой мы живем — уникальна. То, что мы воспринимаем как должное и зачастую не ценим — для жителей многих других регионов — мечта! Если мы хотим, чтобы нас полюбили — мы должны сперва полюбить себя сами. И если для того чтобы привлекать туристов, инвесторов в первую очередь нужна планомерная и слаженная работа всех органов власти, бизнесменов, политиков, то для того, чтобы “зауважать” свою землю — никакие внешние факторы не нужны, все в нас самих!

Создание бренда, так называемое брендирование, насколько я понимаю довольно-таки долгий и кропотливый процесс. Можно, что бы вы более поподробнее остановились на всех этапах создания бренда, как конечного рекламного продукта

Даже уважаемая Википедия не в состоянии дать четкое и однозначное определение понятиям бренд, брендинг, брендирование. В зависимости от контекста использования — приводятся разные формулировки. Чтобы не “приумножать сущности”, предлагаю провести аналогию с изначальным значением слова бренд — клеймо, тавро, которым владельцы помечали скот. Теперь легче разделить процесс создания бренда (придумать тавро) от брендирования (клеймить скот готовым тавро).

Создание бренда действительно кропотливый процесс, и как показывает практика многих городов и областей бывшего СНГ, далеко не всегда успешный. Изучая чужой опыт мы разработали собственную стратегию брендинга нашей области, выделив 3 основных этапа: исследование, разработка и внедрение.

Исследование — это поиск и проявление сильных сторон нашего города и области, на которых стоит акцентировать внимание при разработке. Для успешной реализации этапа, необходимо превратиться в одно большое ухо — и прислушаться к мнениям историков, краеведов, творческой и технической элиты нашего общества, активной талантливой молодежи.

Все, кому данная тема интересна и кому есть что сказать — должны иметь возможность поделиться своими соображениями. Для этого в конце апреля в актовом зале кафедры дизайна ХНТУ состоится заседание “расширенной рабочей группы”, на которое приглашаются все желающие высказать свою точку зрения на брендинг Херсонщины. Ошибкой многих других разработок стала их закрытость. Когда такой важный и стратегический момент как расстановка смыслов и приоритетов решается разработчиком или заказчиком единолично — общественность, как правило такой результат не приемлет, подвергая нещадной критике. Так было с брендингом Киева (буква К в виде кнопки BACKWARD), так было с брендом Украины (Спритко и Гарнюня).

Следующий этап — разработка атрибутов бренда (логотип, система визуальной идентификации, слоган) — будет выполняться малой рабочей группой под началом Херсонского областного отделения Союза дизайнеров Украины. В данную группу также могут войти все желающие, с единственным условием — наработанный личный практический опыт в создании логотипов, торговых марок, фирменных стилей. Ошибкой данного этапа было бы объявление всенародного конкурса с всенародным голосованием. Такой формат совершенно не гарантирует, что будут представлены качественные работы. Хороший грамотный подход — это объявление тендера среди профессиональных разработчиков и дизайн-студий, но его в нашей области никто не объявлял.

Для внедрения разработок в жизнь должна быть создана и постоянно доступна специальная структура или отдел, выполняющая консультационные услуги, сопровождающая фирменный стиль и осуществляющая так называемый “авторский надзор”, целью которого является соблюдение графических констант разработанного стиля. Вопрос о формировании такой группы остается открытым.

Сейчас в городе различные группы бизнеса и власти активно включились в процесс подготовки к Евро-2012. Ваше отношение к проекту «Херсон-2012»?

Я рад, что есть такие проекты. “Херсон-2012” инициирован успешным бизнесменом, и это, прежде всего, означает, что проект не зависим от бюджетов, грантов, благосклонности политиков и пр. Я считаю, что такая консолидация усилий бизнесменов, общественников, представителей туристического бизнеса, рекламистов способна дать нашей области гораздо больше, чем озвучено в названии проекта. Ведь и в 2013 и в 2014 мы сможем пожинать плоды этих усилий, а это означает, что проект можно рассматривать как важный этап развития города и области даже без привязки к футбольному чемпионату. Кроме того, в планах проекта “Херсон-2012” (“100 шагов…”) — я с радостью обнаружил пункт касающийся брендинга нашей области, т.е. наши интересы в этом полностью совпадают. Думаю, нас ждет плодотворное сотрудничество.

Бренд Херсона, каким вы его видите? Почему?

На данном этапе не могу сказать. Я пока в роли “большого уха”.

Когда на ваш взгляд можно будет презентовать бренд Херсона? Есть конкретные сроки или это все не ограничено во времени?

Изначально не планировалось ограничивать себя в сроках. Подготовка рабочего варианта планировалась на конец мая. Но жизнь внесла свои коррективы.
Группа дизайнеров начнет работу сразу после заседания расширенной рабочей группы в начале мая и предоставит первые варианты к 10 мая. Необходимость такой спешки обусловлена довольно значимым событием — участием нашей области в мероприятии, посвященном 20-летию СНГ (г.Москва). Это шанс для нашей области предстать в “новой одежке” перед широкой общественностью, что и станет первым шагом внедрения разработок в жизнь. Конечно, для такого масштабного проекта как брендинг — это очень сжатые сроки, но я верю в успех разработки, потому что из собственного опыта знаю, что огромная ответственность и работа в режиме “дедлайна” — лучший допинг для профессионалов. Да и закон Паркинсона еще никто не опроверг. Сколько времени не отведи — все равно будет впритык.
Вся актуальная информация о датах и стадиях проекта публикуется на сайте: brand.ks.ua

И последний вопрос. Вы являетесь председателем Херсонского областного отделения Союза рекламистов Украины. Можно немного поподробнее об организации. Когда создана, чем занимается? Цели и так далее.

Отделение создано еще в 90х годах, но как и во многих других областях Украины, в 2009-2010 ее активность была сведена к нулю. В начале 2011 года был обновлен состав Спилки и деятельность возобновилась.

Одна из основных целей — популяризация рекламы в нашей области, улучшение ее качества и эффективности. Реклама двигает торговлю, качественная реклама — помогает не замечать негативных явлений в экономике. Люди, например, всегда покупали и будут покупать мебель. И несмотря на то, что сейчас таких покупок совершается меньше — главное, что они совершаются. Это значит, что при грамотной рекламной и маркетинговой политике фирмы — продажи могут расти даже в условиях кризиса. Особенность нашего времени заключается в том, что никогда еще не было столько различных каналов и возможностей для связи с потребителем. К традиционным — медиа, наружке, полиграфии добавились интернет-маркетинг, смс-рассылки, вирусный маркетинг и продвижение в социальных сетях, различные виды BTL-рекламы, амбиент, “партизанский” маркетинг и т.д. И при всем этом многообразии никогда еще не было так сложно достучаться до потребителя. Эффективность каждого из каналов коммуникации по отдельности значительно снизилась. И чтобы сейчас в Херсоне эффективно продвинуть любой товар или услугу необходимо знать все многообразие возможностей. Очень часто эти знания помогают сэкономить значительные суммы рекламного бюджета Заказчика.

Другое дело, что в Херсоне очень мало агентств использует интегрированный подход к разработке рекламы, обычно лоббируя свой “товар”, будь это рекламные щиты или медийная реклама.

Членство в Спилке позволяет рекламистам видеть альтернативные возможности продвижения товаров и услуг клиентов. Если раньше Союз рекламистов состоял практически полностью из агентств наружной рекламы, то сегодня в списке наших членов — веб-студии, патентное бюро, BTL-агентство, дизайн-студии, типография и другие. Спилка рада принять в свои члены всех, кто занимается рекламой или каким-то из ее направлений. Заканчиваем работу над сайтом http://reklama.kherson.ua/на котором будет вся информация о рекламных фирмах региона.

Источник: http://pravda.ks.ua/interview/11739-a-miroshnikov-nauchitsya-lyubit-svoyu-oblast-svoj.html